Вскоре после создания велосипеда стало ясно, что помимо педального привода для движения, необходим механизм для эффективного замедления и остановки. Первые велосипедные тормоза появились в середине XIX века, спустя некоторое время после создания первых велосипедов. Со временем тормозные системы усовершенствовались и в итоге пришли к своему нынешнему виду.
Наиболее известные виды тормозов: барабанные, роллерные, ножные, ободные, дисковые.
Барабанные тормоза.
Это один из первых видов тормозов. Механизм тормоза находится внутри втулки колеса и приводится в действие тросиком. Заметное преимущество у него только одно: независимость от погодных условий. Зато недостатки более существенны:
— Слабая износостойкость;
— Слабая эффективность торможения;
— Создание значительной нагрузки на втулку и спицы;
— Большая масса.
Сейчас такие тормоза встречаются редко, так как появились более совершенные виды тормозов, которые по всем характеристикам превосходят барабанные.
Роллерные тормоза.
Существенно доработанная разновидность барабанных тормозов. Механизм размещается во втулке колеса, в действие приводится тросиком. Ввиду нагревания при интенсивном торможении, тормоза иногда оснащают внешним охлаждающим диском.
Преимущества:
— Независимость от погодных условий;
— Малая требовательность к обслуживанию.
Недостатки:
— Большой вес;
— Недостаточная эффективность торможения.
Интересная особенность роллерных тормозов – наличие антиблокировочной системы. С одной стороны это нововведение может быть полезно для новичков, с другой – не позволяет использовать такой тип тормозов опытными велосипедистами во время соревнований и просто активной езды . Наибольшее распространение роллерные тормоза получили среди городских байков, не предназначенных для жесткой езды.
Ножные тормоза.
Эти тормоза приводятся в действие вращением педалей в противоположную сторону движения, поэтому механизм такого тормоза может располагаться только во втулке заднего колеса.
Преимущества:
— Независимость от погодных условий;
— Малая требовательность к обслуживанию.
Недостатки:
— Недостаточная эффективность торможения;
— Если цепь слетит или оборвется – тормоза такого типа не работают;
— Неудобство использования, так как не из любого положения педалей возможно осуществить экстренное торможение;
— Возможность использования только на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками.
Такой тип тормозов был популярен до восьмидесятых годов XX века. С развитием горных и шоссейных велосипедов постепенно терял свою актуальность. Тем не менее, в наше время ножной тормоз можно встретить достаточно часто на односкоростных городских и подростковых велосипедах, а так же на велосипедах с планетарными втулками.
Ободные тормоза.
Один из самых распространенных типов велосипедных тормозов. Ободные тормоза приводятся в действие при помощи ручки, размещаемой на руле. При нажатии на ручку передается усилие на механизм, который приводит в движение колодки, расположенные на нем. Колодки, в свою очередь, сжимают с двух сторон обод колеса, тем самым замедляя его вращение.
Существуют как механические, так и гидравлические варианты. Отличаются они тем, что в первом случае усилие от ручки передается с помощью тросика, а во втором по гидролинии с помощью тормозной жидкости. Так же есть несколько подвидов ободных тормозов:
кантилеверные – тормоза с центральной тягой, были распространены в 90-х годах прошлого столетия. Ввиду недостаточной эффективности торможения, в наше время используются все реже;
клещевые тормоза («крабики») – слабо распространенная и устаревшая модель, однако остаются популярными в BMX;
V-brake «вибрейки» (Векторные тормоза) – сейчас эта модель более востребованая.
Преимущества:
— Простота конструкции, и, как следствие, простота ремонта и настройки;
— Небольшая масса;
— Незначительная нагрузка на спицы и втулку.
Недостатки:
— Ощутимое влияние погодных условий на эффективность торможения (грязь, вода, снег, попавшие на колодки или обод заметно снижают эффективность торможения);
— Негативное воздействие на обод колеса;
— Невозможность использования при сильной «восьмерке» на ободе.
Несмотря на некоторые недостатки, тормоза V-brake обеспечивают достаточное качество за разумные деньги. Такой вид тормозов сейчас можно встретить на шоссейных, горных, гибридных, городских и других велосипедах.
Дисковые тормоза.
Существуют механический, гидравлический и гибридный вариант таких тормозов. Как и в ободных тормозах, различие между первыми и вторыми в использовании тросика или гидролинии. Гибридные тормоза сочетают в себе гидравлическую часть, которая приводится в действие с помощью тросика. По конструкции имеют сходство с дисковыми тормозами, используемыми на мотоциклах: на втулке колеса, обычно с левой стороны, закреплен диск (ротор), на вилке или пере рамы крепится калипер (суппорт), внутри которого находятся тормозные колодки. При нажатии на тормозную ручку колодки приводятся в движение и зажимают ротор, тем самым обеспечивая замедление движения.
Преимущества:
— Высокая эффективность торможения;
— Работают даже, когда на ободе есть «восьмерка»;
— Погодные условия не страшны;
— Достаточно долгий срок службы.
Недостатки:
— Создание нагрузки на втулку, спицы, и вилку;
— Сложное техническое обслуживание.
Сегодня системы дисковых тормозов, особенно гидравлических, можно назвать самыми эффективными. Наибольшее распространение такие тормозные системы получили среди маунтинбайков, где нагрузки порой бывают запредельными. Также их можно встретить на кроссовых и гибридных велосипедах.
Выбирая тормозную систему помните, что фраза «тормоза придумали трусы» – шуточная. К выбору тормозов следует подходить серьезно.
Задумали как купить квартиру? Если жилищный вопрос не дает вам покоя, то заходите на сайт и вы узнаете множество способов приобретения жилья. Реальные истории людей, купивших квартиру совсем недавно.