полоса для общественного транспорта

Как борятся с пробками в других странах

полоса для общественного транспортаДолгое время считалось, а в России так думает большинство, что количество автомобилей в стране чуть ли не главный признак ее принадлежности к миру технического прогресса и цивилизации. Но так поначалу и было до тех пор, пока транспортные коллапсы поразили каждый «цивилизованный» город в Северной Америке и в Европе. Постепенно пришло прозрение, что автомобиль — это не роскошь и даже не средство передвижения, сколько ужасающая, смертельно опасная и практически непреодолимая помеха в повседневной жизни горожан. 

Попытки ликвидировать пробки, расширяя магистрали и прокладывая новые, избавления не приносили. Чем больше средств вкладывалось в развитие транспортной сети, тем плотнее становилось скопление машин. Подсчитано, что на каждый процент роста пропускной способности дорог в мегаполисе благодарное население отвечает 5% увеличением количества личных автомобилей. То есть многомиллиардные вложения в расширение магистралей, строительство эстакад, многоуровневых транспортных привязок и подземных тоннелей, что на протяжении последнего десятилетия происходит в Москве, от пробок не избавили и не избавят. Ставка на дорожное строительство — это путь в никуда, в чем легко убедиться каждому севшему за руль автомобиля в часы пик.

Осознав это, многие европейские страны принялись искать иные пути. Для начала стали разбираться в причинах пробок. Если исключить технические моменты — плохое состояние дорог, плохую организацию движения, то основные — это три причины: миграция населения по городу, использование для этого большого количества автомобилей и неразвитость общественного городского транспорта, угнетаемого к тому же всё тем же расплодившимся транспортом личным.

велодорожка

фото: aif.by

К полному пониманию перечисленного европейцы пришли в 70-80х годах и за прошедшее время сделали не мало. Чтобы сократить перемещения людей в городах, с одной стороны, бизнес выводился за его пределы, с другой — всячески поощрялась деятельность муниципалитетов по созданию рабочих мест в «спальных» районах для проживающего там населения. А на заядлых, неисправимых автомобилистов обрушивались жестокие репрессии: запрещался въезд в центр города, поднималась стоимость парковки и штрафы за парковку в неправильном месте. Но в качестве альтернативы предлагался общественный транспорт и велосипеды.

Всякий побывавший в крупных европейских городах знает, что трамваи и автобусы там не стоят в пробках. Они движутся с постоянной скоростью по выделенным полосам, въезд на которые (и не дай бог — парковка!) автомобилям запрещен под угрозой высочайших штрафов. Наказание нарушителям в силу высокой оснащенности камерами видеоконтроля, наступает неотвратимо и без промедления. «Письма счастья» приходят водителям в течение суток после нарушения. Там штрафы ассоциируются как средство пополнения городской казны, а не повышения материального благосостояния местных «гаишников».

велодорожки

фото: auto.dmir.ru

Те, кто решился сменить личный транспорт на общественный, ощутили не только несомненное удобство, прекратив опаздывать на работу, деловые и личные встречи, но и выгоду в виде экономии средств, стоимость билетов в европейских трамваях, автобусах и метро существенно ниже, чем стоимость бензина, потраченного на поездку на то же расстояние. Более того, некоторые города — в частности, Дрезден (Германия) — вообще назначили бонусы постоянным пользователям трамваев, покрывая их расходы полностью по предъявлении определенного количества использованных билетов.

Чтобы не было стеснения передвигаться на велосипеде, власти перепланировали городскую среду, чтобы велосипед как транспортное средство стал удобен, безопасен и потому востребован. Велосипедистам нужны собственные дороги, их-то и начали создавать в городах, пораженных автомобильными пробками. При этом городские власти не тратились на реконструкцию или расширение проезжей части. Была одна полоса для пассажирского транспорта и для велосипедов. В некоторых случаях выделялась еще одна полоса — скоростная, для любителей быстрой велоезды. А автомобилям — то, что останется.

Каждый город решал проблему по-разному. В Германии велодорожки прокладывали на пешеходных тротуарах, потому что они там широкие. Дисциплинированные немцы не заступают на велодорожку, сбивают в основном туристов из России 🙂 Нет, пробки в Европе не исчезли. Но стоят в пробках уже автомашины, а не население.

Стало привычным, что шикарные пятизвездочные отели в качестве одной из услуг своим постояльцам предоставляют право бесплатного пользования велосипедом. И гости охотно этим пользуются. В России такую услугу предлагает только хостел Bed&Bike.

Фанаты велосипедного движения говорят, что автомобили рано или поздно вообще уйдут с городских улиц, как в свое время исчезли лошади. И возможно они в чем-то правы. Доля пассажирских перевозок велотранспортом в Берлине составляет 27%, а в Голландии доходит до 50%.

А какие меры по борьбе с пробками вы можете посоветовать?

Статья подготовлена по материалам обозревателя «Наука и Жизнь» Бориса Руденко, №9, 2011.

Чтобы за зиму не потерять своих спортивных навыков, стоит походить в спортивные клубы, где ваши мышцы всегда будут в тонусе. А весной с легкостью можно отправиться в турпоход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *