Сегодня расскажу как развивалось велодвижение с 2005 года в Краснодаре, и как оно выглядит сейчас.
Сама я начала кататься с 2005 года. Именно в этом году я купила велосипед, и очень хотелось на нем научиться кататься. Купила на велорынке за 5000 рублей, он был китайской сборки, по началу он казался мне нормальным. За 3 дня парень научил меня кататься, а затем я уже объездила весь город.
Первый велосипед просуществовал 3 года, потому что он сильно ломался, тарахтел и у меня болели от него ноги из-за заднего амортизатора.
Мною написано масса советов как правильно выбрать велосипед и всем советовала на велорынках не покупать. Но народ все равно покупает, а потом у них пылится это железо, и они не знают куда его сдать.
Когда я каталась на велосипеде в 2005 году, то все люди крутили у виска: «Оля, ты что не накаталась в детстве?» или «Ты что ведешь себя как маленькая?» или «Взрослые не катаются на велосипедах». Чего я только не слышала! 90% людей, которых я встречала на пути недоумевали, видя взрослую девушку на велосипеде.
Когда я выезжала на проезжую часть, водители недоумевали, и всячески хотели меня прижать к бордюру. Многие водители кричали, ругались. А езда по высоким бордюрам была просто пыткой. В общем по началу мне было тяжело. А мое увлечение никто не поддерживал: ни родители, ни родственники, и даже порой знакомые странно реагировали. На тот момент поддерживали только близкие друзья.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Водители относятся доброжелательно к велосипедистам, уже начинают понимать, что мы полноправные участники движения. Конечно, хамы на дорогах тоже остались, но я стараюсь вести себя согласно правилам и никогда не наглею, поэтому наверное автомобилисты видят во время друга, нежели какого-то врага.
В 2011 году стали устанавливать спуски с высоких бордюров для велосипедистов, инвалидов-колясочников и для матерей с колясками. Лично помогала администрации, ходила фотографировала основные улицы, где ездят велосипедисты, и где есть высокие бордюры. Мною сделано свыше 400 фотографий на 15-17 улицах города.
Примерно в 2006 году образовалась пожалуй одна из первых велотусовок Краснодара. Сначала они собирались на форуме кубань.ру в разделе «Хобби». Людей было мало. И уже тогда пошло разделение: велосипедисты, ездящие по горам и велосипедисты, ездящие только по городу. Разумеется они друг друга недолюбливали, и каждая группировка негативно отзывалась о другой.
Я себя ни к каким группировкам не приписывала, поэтому мне было интересно кататься со всеми. Я каталась как по горам, так и по городу. Но в основном велосипед использовала для приятного времяпревождения.
В 2008 году я купила себе новый велосипед GT Avalanche 3.0, на котором катаюсь до сих пор. Когда я на него пересела после китайского велосипеда — это было небо и земля. Это все равно, что с ВАЗа пересесть на инормарку. Я стала быстрее ездить, я не уставала, совершала легкие маневры. В общем поездка стала комфортной, все чаще выезжала в горы.
С 2005 по 2012 год я дала массу советов по выбору велосипеда, очень много друзей и просто знакомых стали покупать и кататься на них, я этому очень рада.
Потом я познакомилась с новым парнем. И вот уже после двух месяцев знакомства он тоже решил купить себе велосипед. Было весело кататься вдвоем. Именно мой парень, а в последствии уже и муж Макс научил использовать велосипед как основной транспорт по городу. Раньше я как-то не задумывалась об этом.
Так, где-то с 2009 года я использую свой велосипед как способ съездить за покупками в супермаркет, поехать к родителям в другой конец города или просто поехать на деловую встречу на велосипеде. Сейчас я катаюсь около 3 раз в неделю. Причем катаюсь на велосипеде даже зимой. Ведь мы живем в Краснодаре, здесь теплая зима, она наступает в середине января, снега у нас мало, пожалуй 1-1,5 месяца в году в лучшем случае лежит снег.
Катаюсь по снегу, и даже по гололеду научилась ездить. Единственное в дождливую погоду ехать под зонтиком я так пока и не научилась. Хотя буквально вчера впервые (!) в Краснодаре я увидела мужчину, который прикрутил зонтик к своему велосипеду! Это было прекрасно!
С каждым годом количество велосипедистов увеличивалось, это заметили власти Краснодара. Так, в декабре 2011 года появилась первая велодорожка, которая проходит по центру от улицы Постовой (начало ул. Красной) потом выходит в парк «Затон», идет вдоль Кубанской Набережной до Тургеневского моста. Ее длина 4 км. Это был действительно прорыв, хотя многие согласились, что сделана велодорожка не совсем правильно, но как говорится начало было уже положено. Вот еще видео с места событий.
Кроме этой велодорожки есть еще одна, она была проложена ранее, примерно весной 2011 года, но находится она на окраине города — на Ейском шоссе, ее длина в лучшем случае 1 км. О ней до сих пор не знают велосипедисты.
Сейчас ситуация с велодвижением в городе меняется. Летом вижу толпы велосипедистов, которые постоянно ездят по городу. Люди стали использовать велосипед не просто как увлечение, но как и полноценный транспорт.
Сейчас в моем доме живет более 10 велосипедистов, частенько я с ними встречаюсь в лифте — это, конечно, приятно. На перекрестках можно увидеть стабильно 5 велосипедистов, которые крутят свои педали по своим делам. Ранее, чтобы увидеть хотя бы одного велолюбителя мне надо было потратить полдня. Сейчас же они везде и это хорошо.
Вот все чаще замечаю, что на узкой дорожке на встречу мне тоже едет велосипедист и нам уже трудно разминуться. Вот недавно девочка на меня упала. Но я не обиделась, наоборот, я сначала уступила ей дорогу, а она почему-то поехала меня объезжать в горку, в итоге завалилась на меня, извинилась. А мне смешно, значит нас велосипедистов так много, что мы уже в мини-ДТП друг с другом попадаем!
Все чаще девушки признаются, что не умеют кататься на велосипедах и всячески стараются уломать парней, чтобы они научили их. Это тоже положительный момент.
В последнее время проводится много велопробегов, велопарадов, велоночей, о таких мероприятиях хотя бы год назад мы могли только мечтать. Сейчас же это стало реальностью.
Велосипедистов стало так много, что они уже стали делиться не только по видам езды: бездорожье, городская езда, BMXеры, шоссейники, но теперь у нас появились велосипедные активисты, есть настоящие хамы, которые не знают ПДД и ведут себя по-хамски по отношению ко многим участникам движения. Это, конечно, не приятно, ведь из-за таких велосипедистов портится мнение о нормальных любителях велосипедов.
Есть культурные велосипедисты, которые всегда ездят по правилам, получают от езды удовольствие, есть оппозиционеры-велосипедисты, которые крайне негативно относятся к велосипедистам из другой «секты». Также есть велосипедисты типичное быдло, которые ездят на велосипеде пьяными за семками. Чаще встречаю девушек, которые ездят в платьях на городских велосипедах, на таких девочек приятно смотреть. В общем велосипедистов стало много, и хочется верить, что культурных и воспитанных все-таки больше.
Все чаще люди для езды используют повседневную одежду: длинные юбки, кофты, блузки, штаны, рубашки, и все реже встретишь велосипедиста одетого по спортивному. Это тоже, мне кажется, хороший знак. Но в костюмах или пиджаках велосипедистов я еще не встречала, но все впереди.
Что же касается прокладки новой велоинфраструктуры, то здесь все идет медленно. Новых велодорожек у нас не появилось за полгода. Изредка появляются спуски с высоких бордюров, но эта работа тянется уже год, работы много, а делают ее крайне медленно.
Велопарковки стали чаще появляться у Магнита, супермаркетов и гипермаркетов, также возле кафешек и даже ресторанов. Наверное сейчас велопарковок в городе около 40-50 штук, в то время как год назад было около 20-25 штук. Но велопарковки делает не администрация, а коммерческие организации, которые понимают, что велосипедисты тоже их клиенты. Это, безусловно, положительная тенденция.
Вот вкратце рассказала как развивается велодвижение и велоинфраструктура в городе Краснодаре в период от 2005 до 2012 года. Если есть вопросы — задавайте, отвечу 😉