Шоссейные велосипеды предназначены для езды по асфальтированной дороге. Самая важная характеристика шоссейного велосипеда – скоростная. Они отличаются легкой рамой с небольшой базой, рулем с перепадом («руль-рога») имеют тонкие плотно накаченные колеса с однотрубками. Колеса у шоссейных велосипедов большого диаметра 28 дюймов, с очень узкими шинами (18-28 мм).
Рамы шоссейных велосипедов достаточно высокая и короткая, ее изготавливают из карбона, алюминия, титана и различных типов сталей. Дополняет раму жесткая вилка. Посадка велосипедиста на шоссейном велосипеде низкая. Шоссейные велосипеды имеют тормоза клещевого типа, характерной особенностью современных шоссейных велосипедов являются манетки, которые интегрированы в тормозные ручки.
Амортизаторы отсутствуют как задние, так и передние – в них нет необходимости на гладком асфальтном покрытии, да и энергию, передаваемую на педали, амортизаторы частично «съедают». Покрышки возможны даже без рисунка протектора для катания по стадионам.
Существует ряд разновидностей шоссейных велосипедов, предназначенных для различных спортивных дисциплин: от классических дорожных моделей (наиболее универсальных из шоссейных велосипедов) до узкоспециализированных велосипедов для циклокросса (велокросса) и триатлона.
Вес велосипеда составляет меньше 10 килограмм. Самые крупные велогонки мира Tour de France и Paris-Roubaix проходят именно на шоссейных велосипедах. Новичкам ездить на шоссейном велосипеде сложно, так как шоссейные велосипеды очень жесткие и маневренные.
Шоссейный велосипед не популярен в России. Для езды на шоссейном велосипеде необходимо ровное покрытие дороги. Это самый быстрый тип велосипеда, профессиональные велосипедисты развивают скорость до 70 километров в час. На гладком асфальте шоссейный велосипед развивает скорость на 10 километров больше, чем горный при одинаковых затратах энергии.
Но если асфальт недостаточно гладкий велосипедисту необходимо существенно снизить скорость. Количество скоростей от 18-ти до 30-ти. Шоссейные велосипеды не подходят для езды с разбитым асфальтом, плохо подходит для туризма. Шоссейный велосипед предназначен только для быстрой езды. “Лежачая” посадка максимально эффективна с точки зрения аэродинамики, что позволяет уменьшить сопротивление воздуха — главного врага велосипедиста на шоссе. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
В сравнении с городским или горным велосипедом, цена на шоссейный велосипед будет выше. Шоссейный велосипед требует дорогого и квалифицированного обслуживания. Спортивные гоночные велосипеды высокого класса одни из самых дорогих, что обусловлено высококачественными компонентами и сложными в изготовлении рамами. Стоимость профессионального шоссейного велосипеда элитной фирмы-производителя может достигать трехсот тысяч рублей.
Шоссейные велосипеды имеют свои недостатки. У них есть тонкие шины-трубки, которые часто прокалываются, особенно в дождь или при движении по плохим дорогам. Установка на шоссейно-гоночный велосипед так называемых клинчерных шин в некоторой степени снимает недостатки трубок. Также низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
Выбор шоссейного (спортивного) велосипеда рекомендуется только, если Вы будете ездить по дорогам с хорошим покрытием.