К настоящему времени изобретено множество велосипедов с различным функциональным назначением. Они делятся на виды, подвиды, гибриды нескольких разных видов. Для того чтобы не ошибиться, выбирая нужную модель из всего огромного ассортимента этой техники, следует точно знать, какой вид велосипеда для чего предназначен. В этой статье речь пойдет о так называемых горных велосипедах и о нескольких их подвидах.
У этого вида велосипедов есть интересная история изобретения. В 1976 году в Калифорнии компания подростков решила проделать экстремальный номер, съехав вниз по очень крутому склону. Трое из этих ребят – Бриз, Фишер и Ричи, имели способности к механике и занялись усовершенствованием своих гоночных велосипедов специально для этого спуска. Таким образом, они и изобрели первую горную модель. Идея пятискоростного переключателя и переднего тормоза принадлежала Фишеру. Джо Бриз придумал консольные тормоза и переключатели передач. А Том Ричи сумел объединить идеи своих друзей в одной модели и в 1979 году отправил ее в массовое производство.
Горные велосипеды предназначены специально для езды по неровным ландшафтам. Их конструкция включает в себя не меньше одного амортизатора для смягчения толчков. Для лучшего управления предусмотрен увеличенный руль. Чтобы избегать соскальзывания ног с педалей, их делают большими и жесткими. Модели обычно снабжены дисковым тормозом.
Большое внимание уделяется прочности шин. Их обязательно делают широкими и с глубокими протекторами.
Подобные велосипеды имеют рамы только из самых тяжелых и прочных металлов, например, стальные. Соответственно, и вес горных моделей не бывает ниже двенадцати кг.
Желающим иметь велосипед этого вида необходимо также знать об их подвидах, так как среди них есть модели узкого предназначения и более универсальные.
1. Вседорожный велосипед (АТВ)
Имеет не очень мощный передний амортизатор, довольно удобную посадку и дисковые тормоза. Этот вид велосипеда подходит не только для езды по кочковатой и холмистой местности, но и на обычных ровных дорогах. Хотя в последнем он намного уступает легким и быстрым велосипедам городского типа. Самая недорогая и покупаемая из горных моделей.
2. Кросс-кантри.
Предназначен в первую очередь для неровных дорог. Имеет мощный передний амортизатор.
3. Фрирайд
Велосипеды-внедорожники. Подходят для самой труднопроходимой местности. Снабжены передними и задними амортизаторами с высоким ходом.
4. Эндуро
Аналог фрирайда.
5. Даунхилл
Один из самых узкоспециализированных горных велосипедов. На даунхилле нереально проехать по ровной местности, только исключительно по наклонной. Зато здесь его возможности безграничны.
6. Триал
Велосипед для спортсменов-экстремалов. Основное функциональное назначение – велопрыжки через препятствия.
7. Дерт-джампинг
Еще одна модель для экстремального спорта. Все технические характеристики этих велосипедов подстроены специально под прыжки с искусственно вырытых земляных трамплинов.
8. Гибрид
Промежуточный класс. Среднее между велосипедами горного и городского типов. Колеса у них тяжелее и прочнее, чем у шоссейных. Шины — толстые и имеют протекторы, но более узкие и гладкие, в сравнении с горными моделями. Снабжены амортизатором. Передняя часть рамы короче задней, что дает ездоку более удобную позицию при движении через пересеченную местность. Гибриды значительно легче и быстрее горных велосипедов.
Таким образом, горный велосипед выбирают, ориентируясь на конкретные запросы. Желающим кататься по обыкновенным городским и загородным дорогам подойдут скорее АТВ или гибриды. Для длительных поездок по природному ландшафту сгодятся фрирайды или кросс-кантри. А три последних из описанных выше подвида предназначены только для спорта.